Новости компании

Конференция по рекламе 2024

законодательство защита прав предпринимателю безопасность бизнеса закон о рекламе самозанятым
В Москве прошла четвертая ежегодная конференция «Рекламное право»
По итогам посещения конференции юрист Любовь Шаталина подготовила справку. Важно отметить, что конференция касалась, в основном, вопросов интернет-рекламы и необходимости маркировки этой рекламы, введенной в 2022 году.
В Москве прошла четвертая ежегодная конференция «Рекламное право»

В первой сессии конференции ("Новости регулирования и правоприменения") выступали:

Татьяна Никитина
Начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России (далее также-ТН)
Мария Смелянская
Начальник Управления правового обеспечения Роскомнадзора (далее также-МС)
На что было обращено внимание регуляторов:
1. Изменились требования к рекламе кредитов: В рекламе кредитов или займов с указанием процентных ставок должны также быть указаны сведения о диапазонах значений полной стоимости потребительского кредита в процентах годовых. Это значит, что не допускается указывать в рекламе только привлекательную информацию — например, минимальную ставку, которая зачастую устанавливается не на весь срок кредита или требует соблюдения дополнительных условий.

Информация о диапазоне значений полной стоимости кредита (ПСК) должна быть указана до упоминания о процентных ставках, а шрифт должен быть не меньше шрифта, которым указана ставка. Требование об указании диапазона значений ПСК касается и рекламы со звуковым сопровождением. Норма будет применяться к любым потребительским кредитам, в том числе ипотечным.

При этом сохраняется обязанность в рекламе кредитов и займов указывать все условия оказания таких услуг, влияющие на сумму расходов, которую понесут заемщики, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

Изменения позволят потребителю видеть в рекламе полную стоимость кредита, более осознанно рассчитывать свою финансовую нагрузку, что будет способствовать пресечению практик, которые могут вводить заемщиков в заблуждение. (Федеральный закон от 24.07.2023 № 359-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и отдельные законодательные акты РФ).

2. Напомнили, что вступили в силу повышенные штрафы (отдельная норма) за распространение спама: звонки и смс без согласия абонентов (за последние 5 лет это наиболее частые нарушения, на которые поступают жалобы).

Если будет установлено, что абонент не разрешал присылать ему рекламу по телефону, бизнесу грозят повышенные штрафы: ИП и руководителям компаний — от 20 000 до 100 000 рублей; юридическим лицам — до 1 000 000 рублей.

Штрафы бизнесу грозят за каждый факт ненадлежащей рекламы. Один звонок или СМС «не по адресу» — один штраф. Ответственность несет распространитель рекламы — то есть бизнес, который непосредственно рассылал сообщения (ч. 4.1 ст. 14.3 КоАП РФ — в редакции закона от 06.04.2024 № 78-ФЗ).

В последующем другие спикеры отметили, что согласно закону должно быть получено предварительное согласие абонента на получение рекламы и практика складывается по такому пути, что в момент звонка уже начинается распространение рекламы и сложно доказать, что звонок не рекламный. Действует презумпция, что, если позвонили, значит рекламировали и нарушили закон, так как рекламировали без предварительного согласия на это. Если брали согласие на сайте через «форму согласия», то ФАС указывает, что это «не свидетельствует о волеизъявлении конкретного человека».
3. Напомнили про запрет размещения рекламы на информационных ресурсах иностранных агентов.
Закон о СМИ: Запрещается реклама в СМИ и в сообщениях и материалах СМИ в информационно-телекоммуникационных сетях информационных ресурсов иностранных агентов.
Ч.10.5 ст. 5 ФЗ о рекламе: Не допускается распространение рекламы на информационном ресурсе иностранного агента.
Реестр иноагентов есть на сайте Министерства юстиции РФ.

4. Напомнили про внесение изменений в ст. 7 ФЗ о рекламе в части запрета рекламы цифровой валюты, а также товаров (работ, услуг) в целях организации обращения и (или) обращения цифровой валюты, определенных цифровых финансовых активов.

5. Представитель ФАС России отдельно напомнила о ч. 7 ст. 5 ФЗ о рекламе, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Также отметила, что «короткие по времени» дисклеймеры не позволяют потребителю вникнуть в суть рекламы. Также когда формат изложения информации в дисклеймере не читаем-информация считается отсутствующей и наступает ответственность за отсутствие существенной информации. При этом бизнес отметил, что требуется сокращение дисклеймеров для дистанционной торговли, для проведения стимулирующих мероприятий и пр.

6. Представитель ФАС России напомнила про ч. 3 ст. 38 ФЗ о рекламе и праве антимонопольного органа обратиться в суд за публикацией контррекламы*, если реклама будет признана недостоверной, как и произошло в деле с «Райффайзенбанком», когда в октябре 2023 года «Райффайзенбанк» обязали разместить в прайм-тайм рекламу, опровергающую акцию «Кешбэк на всё» (в связи с тем, что на самом деле он был не на все).
*В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.
7. Было отмечено, что проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О рекламе», в т.ч. в части исключения «саморекламы» из сферы действия закона находится на рассмотрении рабочей группы и процесс внесения изменений не быстрый.

Напомню, что предлагается внести в ФЗ о рекламе нормы (это позиция ФАС и «чаяния бизнеса», которую пытаются законодательно закрепить) о том, что не относится к рекламе:
  • «информация о товаре, его производителе, размещенная на информационном ресурсе производителя такого товара;
  • информация о товаре, его производителе или продавце, размещенная на информационном ресурсе продавца такого товара или владельца агрегатора информации об однородных товарах, не содержащая сведений рекламного характера».

Предлагается внести это в закон о рекламе, чтобы уже было однозначно понятно, что обязанности маркировать указанную информацию (так называемую «саморекламу») у бизнеса нет.

8. Представитель РКН отметила, что штрафы (за отсутствие идентификатора, неправильное его размещение, отсутствие отчетности) будут накладываться вдумчиво с проведением тщательных административных расследований (в т.ч. будут тщательно изучаться договоры с прописанными в них обязанностями по маркировке). Было сообщено, что отсутствие erid в рекламном креативе выявляет робот, а многие дела РКН возбуждает по информации в ЕРИР.

При этом была представлена статистика наложенных административных штрафов:
с января по октябрь 2024 г. вынесено 334 постановления с наложением штрафов на сумму 21 335 000 рублей. Наиболее частое нарушение: отсутствие идентификатора рекламы (erid). При этом отмечено, что РКН разработана подробная памятка о порядке размещения идентификатора рекламы.
Напомню, что дело об административном нарушении могут завести, если в интернет рекламе:
  • отсутствует пометка «реклама» и информация о рекламодателе;
  • нет специального идентификатора рекламы ― токена.

Также по итогу распространения рекламы нужно отчитаться в ЕРИР.

9. Было отмечено, что и ФАС и РКН сходятся во мнении, что если нарушение в сфере маркировки интернет-рекламы совершено впервые, отсутствует причинение вреда, имущественного ущерба, отсутствует угроза причинения вреда, можно ограничиваться предупреждением в связи с малозначительностью нарушения. При этом у РКН нет законодательной возможности выносить предупреждения. Возможность выносить предупреждения ФАС предусмотрена в проекте закона о внесении изменений в ФЗ о рекламе. Позиция поддерживается судами.

10. Было отмечено, что регуляторы готовы «слышать» бизнес и помогать разбираться в вопросах маркировки. На сайте ФАС России в разделе «Контроль рекламы» размещены Приказы и Руководства, подготовленные ФАС и касающиеся рекламы. РКН в ближайшее время разместит типовые постановления о привлечении к ответственности на своем сайте, чтобы стало понятно за что и как привлекают бизнес к ответственности.