Новости компании

Как вернуть уплаченную банку комиссию за услугу «ВТБ-касса»?

защита прав безопасность бизнеса предпринимателю законодательство
Ситуация/ Вопрос:
Предприниматель (далее также — клиент) при открытии кофейни (торговой точки) заключил с банком договор эквайринга. Во исполнение договора клиент подал заявление, принятое банком, об оказании банком услуги «ВТБ-касса» с фискальным накопителем 36 месяцев. Банк обязался предоставить услугу «ВТБ-касса» и провести идентификацию оборудования для приема в оплату банковских карт с фискальным накопителем в программно-аппаратном комплексе Банка (предоставить фискальный накопитель сроком на определенный срок и осуществить иные действия, указанные в заявлении, в т. ч. осуществить регистрацию ККТ в ФНС, заключить договор с ОФД). За указанную услугу Банк до оказания услуги снял с расчетного счета клиента комиссию «за регистрацию оборудования» согласно тарифам Банка. В заявлении указывается, что «услуга по идентификации оборудования для приема в оплату банковских карт с фискальным накопителем в программно-аппаратном комплексе Банка считается оказанной с момента внесения информации о предоставлении оборудования Клиенту в программно-аппаратный комплекс Банка.

Услуга «ВТБ-касса» считается оказанной после подписания Клиентом акта приема-передачи оборудования.

Сроки оказания услуг Банком нигде не указаны. Со слов менеджера (при заключении договора) приезд специалистов для установки оборудования осуществляется в кратчайшие сроки. При этом, сроки постоянно переносились сотрудниками Банка, растягивались на неопределенное время. Предприниматель утратил интерес к исполнению и мог понести убытки в связи с открытием торговой точки не в срок.

В связи с такой ситуацией, предприниматель написал в банк заявление о возврате денежных средств, уплаченных в качестве комиссии за регистрацию оборудования, на что получил ответ, что банк не может вернуть деньги, банк выполнил все действия по подготовке и предоставлению услуги, оборудование может быть установлено «по заявке» клиента.

Как правильно поступить предпринимателю, если он хочет отказаться от услуги и вернуть уплаченную комиссию?
Ответ:
Учитывая, что между сторонами заключается договор возмездного оказания услуг, согласно п. 1 ст. 782 ГК РФ заказчик вправе в любое время отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Согласно Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 15.06.2023 г. по делу № А40−201 899/2022,

где рассматривался спор индивидуального предпринимателя с Банком ВТБ (ПАО), который после отказа от договора эквайринга в одностороннем порядке просил вернуть денежные средства, уплаченные за услугу идентификации оборудования Фн15 (комиссию),

суд, удовлетворяя исковые требования ИП (о возврате комиссии и взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ) указал:
«Банк вправе устанавливать комиссию за отдельные услуги, имеющие самостоятельную потребительскую ценность, при условии согласия клиента с их оказанием (статья 779 Гражданского кодекса РФ, пункт 4 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о кредитном договоре, приведенного в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 N 147).

Вместе с тем, Банком не учтено, что не являются услугой в смысле статьи 779 ГК РФ действия банка, которые непосредственно не создают для клиента банка какого-либо отдельного имущественного блага, не связанного с заключенным сторонами договором, или иного полезного эффекта.

Спорная плата была установлена банком за услугу идентификации оборудования Фн15 (фискальный накопитель сроком на 15 месяцев), однако оборудование по акту приема-передачи передано истцу не было, обратного суду не доказано.

При прекращении действия договора эквайринга, правовых оснований для удержания суммы, списанной в качестве комиссии за неоказанные услуги у Банка не имеется".
Таким образом, учитывая, что до приезда специалистов на «торговую точку», до установки оборудования и регистрации ККТ в ФНС России никакая услуга, имеющая потребительскую ценность для клиента и создающая для него имущественное благо Банком не оказывается, а фискальный накопитель* до его «активации под клиента» является просто «болванкой», услуга не может считаться оказанной и никакая комиссия в случае расторжения договора эквайринга не может удерживаться банком.
*Фискальный накопитель (ФН) — устройство для записи, хранения и передачи информации обо всех совершённых операциях через контрольно-кассовую технику (ККТ). Накопитель передаёт эти данные оператору фискальных данных (ОФД), а оператор — в ФНС.
Комиссия может быть удержана банком только после регистрации ККТ в налоговой инспекции, передачи оборудования клиенту, о чем подписывается соответствующий акт сдачи-приемки услуги «ВТБ-касса».
Соответственно, при желании отказаться от услуги банка, предприниматель до оказания услуги, может подать в Банк уведомление об одностороннем отказе от договора эквайринга/отказе от услуги «ВТБ-касса», заявление о возврате уплаченной комиссии.

При отказе банка удовлетворить требование предпринимателя, он вправе обратиться в арбитражный суд за взысканием указанной комиссии с банка и процентов за пользование чужими денежными средствами согласно ст. 395 ГК РФ.

Для записи на консультацию обращайтесь по телефону
+7 915 205 79 29